Картинка

Открытая школа Кочевая школа — это открытая школа

3 августа 2024, 17:35

Персоны

Обучение детей из семей коренных малочисленных народов Севера в кочевых школах. Подготовка педагогов для кочевых школ. А также разработка программ обучения родным языкам в Якутии. Обо всем подробнее Марат Сафаров беседует с Натальей Ситниковой, и.о. директора Якутского филиала Федерального института родных языков народов Российской Федерации.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Открытая школа", в студии Марат Сафаров.

Осенью прошлого года в эфире нашей программы мы рассказывали о кочевых школах – особой форме получения образования ребятами, живущими на Севере, преимущественно представителями коренных малочисленных народов. Для многих из нас существование кочевых школ стало тогда открытием, я знаю по прямой такой связи с нашими слушателями обратной, когда многие этот эфир обсуждали с большим интересом. И мы решили дальше следить за судьбой кочевых школ, особенно учитывая, что в Якутии у нас есть эксперт программы, много лет занимающийся кочевыми школами. Это Наталья Ситникова – исполняющая обязанности директора Якутского филиала Федерального института родных языков народов Российской Федерации, в прошлом заведующая отделом кочевого образования и много-много лет занимающаяся именно этой проблематикой. Наталья Васильевна, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ" на прямой связи из Якутска.

СИТНИКОВА: Добрый день всем.

САФАРОВ: Наталья Васильевна, учебный год завершился. Сколько кочевых школ завершили учебный год? Есть ли у нас такая статистика? Или сколько ребят обучались в 2023–2024 учебном году в кочевых школах?

СИТНИКОВА: Вы, наверное, помните, что у нас при обсуждении термина "кочевая школа" были вопросы.

САФАРОВ: Да.

СИТНИКОВА: Поскольку кочевые школы пока на сегодня не являются юридическими лицами. То есть мы не можем сказать, сколько у нас именно юридических лиц, но есть структурные подразделения обычных школ, которые открываются как при дошкольных учреждениях, так и при школах. Их на сегодня у нас 35 единиц. Это небольшой контингент детей, которые получают дошкольное образование, уход и присмотр в кочевых условиях, это дети-дошкольники. И дети начальных классов и основной школы, которые обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам во время кочевий родителей. Те, кто не пожелал поехать в интернат.

САФАРОВ: То есть таким образом мы, как и в прошлой программе, говорим о детях в основном промысловиков, оленеводов, ребят тех, чьи родители находятся в тундре и находятся непосредственно вот в таких кочевых и полукочевых условиях труда.

СИТНИКОВА: Да, у нас прямо в законе так и написано: те родители, ведущие традиционный образ жизни в местах традиционного проживания, и если организовано обучение их детей вот именно там. То есть здесь все зависит от потребностей родителей. Если родители владеют стадом оленей, и они ведут такой образ жизни, что кочуют за оленями, то, конечно, детей они с собой, это семьи, которые кочуют. И там особый образ жизни, в котором нельзя никак детей отделить от родителей.

САФАРОВ: Конечно, и самое главное – и не нужно это отделять. И, конечно, это вот такая альтернатива, компромисс между стационарной школой, школой-интернатом и вот возможностью со своими детьми быть в кочевье, быть на промысле, и, соответственно, ребята получают дошкольное образование. Я видел такую очень трогательную и в то же время очень приятную, оптимистичную фотографию, которую вы не так давно выкладывали в социальных сетях, из Монского района Республики Саха-Якутия, где учитель Оксана Семеновна Громова. Она, собственно говоря, преподает в кочевой школе, и там прям такой модульный блок с панелями, специально созданный для кочевой школы. То есть кочевая школа – это уже и инфраструктура, это возможность полноценного образования, это возможность технического какого-то совершенствования.

СИТНИКОВА: Да, это, можно сказать, свободное образование, как вы говорите, это открытая школа. Потому что здесь не симуляция учебного процесса или там инфраструктура наподобие школьной. Нет, не обязательно. Это может быть и палатка, и чум, и площадка открытая в лесу или в тундре.

Слушайте в аудиофайле!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация